+7 495 135-26-50
с 10:00 до 20:00
Оплатить заем

Обзор автомобильного рынка России: тенденции развития в 2017 году

11 Августа 2017

Ситуация на автомобильном рынке России зависит и от колебаний на мировом рынке, и от внутренних факторов. В этой статье мы остановимся на показателях рынка легковых и грузовых автомобилей и посмотрим, какие прогнозы на будущее дают эксперты.

Российский авторынок

Ситуация на российском авторынке: прогнозы экспертов

Какова ситуация на рынке легковых автомобилей?

В 2016 году наблюдалось сокращение рынка легковых автомобилей на 11 %. Спад в этом сегменте сохраняется уже несколько лет подряд. За прошедший год было продано всего 1,43 млн новых машин. Объем продаж опустился ниже уровня 2009 года, когда этот показатель составил 1,47 млн автомобилей. Причиной обвала спроса стал мировой финансовый кризис.

Падение продаж с 2014 года связано со снижением курса рубля, изменениями в законодательстве и введением новых экологических требований. В начале 2016 года были приняты требования Евро-5. Повышение утилизационного сбора отразилось на цене новых легковых автомобилей, а следовательно, и на покупательском спросе.

В 2015–2016 гг. многие автодилеры свернули свою деятельность из-за высокой доли кредитов в капитале и снижения продаж. Но эксперты обещают, что ввиду стабилизации курса и улучшения экономической ситуации в целом в 2017 году рынок легковых автомобилей покажет тенденцию к улучшению. На протяжении трех месяцев весны и первого месяца лета уровень продаж новых автомобилей составлял 9–15 %, что является хорошей предпосылкой.

Рынок легковых автомобилей

Просевший рынок легковых авто начал восстанавливаться весной 2017 года

По прогнозам АЕБ, в нынешнем году российский авторынок вырастет на 4 %, продажи составят 1,48 млн автомобилей. Глава Минпромторга Д. Мантуров высказывает чуть менее оптимистичный прогноз – увеличение продаж на 3 % и производства легковых машин на 7 %. Эксперты журнала «За рулем» считают данные показатели слишком радужными и утверждают, что продажи останутся такими же, как в 2016 году.

Какой из прогнозов наиболее точный, будет понятно только в начале следующего года. Но радует уже то, что никто не предсказывает ухудшения ситуации.

Автомобильный рынок России 2017: самые покупаемые марки легковых автомобилей

Топ-10 продаж на отечественном авторынке в прошлом году выглядел так:

  1. Hyundai Solaris – 90 380 шт.;
  2. «Лада-Гранта» – 87 726 шт.;
  3. Kia Rio – 87 662 шт.;
  4. «Лада-Веста» – 55 174 шт.;
  5. Volkswagen Polo – 47 702 шт.;
  6. Renault Duster – 44 001 шт.;
  7. Toyota RAV4 – 30 603 шт.;
  8. Chevrolet Niva – 29 844 шт.;
  9. Renault Logan – 29 565 шт.;
  10. «Лада-Ларгус» – 29 341 шт.

В 2015 году «Лада-Гранта» обгоняла своего главного конкурента на дорогах России – Hyundai Solaris, а в 2016 году несколько сдала позиции. По всей вероятности, улучшения ситуации в дальнейшем не предвидится. С момента, когда Николя Мор занял должность президента АВТОВАЗа (весной 2016 года), концерном не была представлена ни одна новая «Лада», вариации не в счет. Остается надеяться, что это не приведет к отставанию от мирового авторынка.

Сегодня покупатели не спешат приобретать новые автомобили, а отдают предпочтение подержанным машинам. Это связано с сокращением доходов населения. На вторичном авторынке наблюдается рост цен, и прогноз для него более оптимистичный, чем для рынка новых машин.

Какова ситуация на рынке грузовых автомобилей?

В отличие от авторынка легковушек, ситуация на рынке грузовиков в 2016 году улучшилась. Естественно, все еще сохраняются макроэкономические сложности: низкие инвестиционные возможности покупателей, высокая стоимость кредитных ресурсов, снижение активности в сферах потребления коммерческого транспорта. Но несмотря на это, спрос в секторе полноприводных большегрузных автомобилей стабилен.

Лидером рынка грузовых автомобилей по-прежнему остается «КамАЗ». Второе место по количеству продаж занимает отечественный бренд «ГАЗ». Замыкает тройку лидеров белорусская марка MAZ. А четвертое и пятое место за шведской маркой Scania и японский Isuzu соответственно.

Завод «КамАЗ»

Грузовые автомобили «КамАЗ» – бессменные лидеры продаж на российском рынке

Согласно отчетам ПАО «КамАЗ», продажи тяжелых грузовиков (более 14 т) увеличились на 10,7 % и составили 40,2 тысячи единиц, а среднетоннажных (8–14 т) – возросли на 11,1 %. Это 9,6 тысячи машин.

Показатели могли быть и лучше, если бы не введение системы «Платон» – платы с грузовиков, масса которых превышает 12 тонн, в качестве возмещения вреда дорожному покрытию. Недовольных было много. Некоторые предприниматели решили закрыть свой бизнес, другие постарались перейти на использование среднетоннажных машин.

«КамАЗ» даже выпустил на рынок новую модель грузовика массой 11,9 тонны. Ее вполне можно использовать с прицепом (согласно закону, это отдельное транспортное средство, следовательно, «Платон» не уплачивается). Но покупатели не стали спешить приобретать новинку, опасаясь убытков, в случае если государство изменит правила игры, расширив действие «Платона» на авто массой 10–11 тонн.

Автомобильный рынок России: прогноз для сектора грузового авто

Несмотря на некоторые сложности в секторе грузовых автомобилей, по данным Росстата, в 2016 году в стране было произведено 137 тысяч грузовиков, что на 4,8 % превышает уровень прошлого года.

Стабильность на рынке грузовых машин помогают поддерживать действующие программы стимулирования спроса. Речь идет о программе обновления парка, льготном автокредитовании и лизинге.

По данным «Российской газеты», в 2016 году по программе льготного лизинга для покупателей авто было реализовано свыше 30 тысяч машин на сумму свыше 50 млрд рублей. Объем государственной скидки составил 5 млрд рублей.

Эксперты считают, что в 2017 году хорошо зарекомендовавшие себя программы помогут прилично улучшить показатели рынка грузовых автомобилей.

Обзор автомобильного рынка России позволяет сделать вывод, что ситуация на рынке грузовиков несколько лучше, чем на рынке легковушек. Но в обоих сегментах есть предпосылки к увеличению объемов продаж в 2017 году.